Свт. Иоасаф Белгородский
Акафист Свт. Иоасафу
Акафист Песчанской Божией Матери
История прославления Песчанской иконы
Главы из воспоминаний князя Н.Д. Жевахова
А.Цветаева «О мощах свт. Иоасафа»
2-е обретение мощей свт. Иоасафа (фото мощей)
«Повесть о Варлааме и Иоасафе»
Правнучка Святителя Иоасафа
Блаженный инок Владимир
о. Борис Николаевский

   Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, был прославлен Русской Православной Церковью в 1911 г. Немаловажную роль в прославлении сыграл кружок почитателей свт. Иоасафа, в котором видное место занимали князь Н.Д. Жевахов и протоиерей А.И. Маляревский. Кружок вырос до Братства во имя святого и просуществовал в Петрограде до 1917 г. Один из ключевых моментов деятельности Братства представлен в главах из воспоминаний Н.Жевахова.
Перед революцией в п. Парголово близ Петрограда была построена церковь во имя Святителя Иоасафа, и при ней было создано Михайловское Иоасафовское Братство, в советское время запрещенное. Храм действовал до 1937 года, его настоятелем долгое время вплоть до ареста и ссылки был известный в городе протоиерей Борис Николаевский. Выпущена книга, в которую вошли воспоминания духовных чад о. Бориса и ряд его проповедей. Узы глубокого духовного родства связывали о.Бориса с блаженным иноком Владимиром (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) , который часто гостил у о.Бориса в бытность его настоятелем Иоасафовского храма. К сожалению, долго собираемые материалы о жизни, чудесах и пророчествах инока Владимира не вышли в свет. На нашем сайте мы предлагаем сохранившиеся у нас воспоминания об иноке Владимире. Они написаны безыскусно, чуть наивно и с любовью. Летом 2000 года мощи инока Владимира были перевезены с Богословского кладбища Санкт-Петербурга в Важеозерский монастырь.

Житие Святителя Иоасафа Белгородского

   Свт. Иоасаф Белгородский вышел из знатного малороссийского рода Горленко. Он родился в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1705 года в городке Прилуки Полтавской губернии и при крещении наречен был Иоакимом. В восемь лет мальчика отдали в обучение в Киево-Могилянскую академию. Его отец тяжело переживал разлуку и часто размышлял о судьбе ребенка. В один из таких часов ему было даровано видение, указывающее на будущее служение сына: преклонив колени, у ног Божией Матери стоял Иоаким, а ангел Божий покрывал дитя архиерейской мантией. «Довлеет Мне молитва твоя,» — с любовью произнесла Пречистая Богоматерь мальчику. Уже с детства Иоакима влекло к трудам и подвигам во славу Божию. Сам он говорил, что возлюбил монашество одиннадцати лет. В восемнадцать лет Иоаким под предлогом продолжения обучения в Киевской академии тайно удалился в Киево-Межигорский монастырь. После принятия рясофора он испросил у родителей прощение за ослушание и получил благословение на иночество. В 1727 году он был пострижен в мантию и наречен Иоасафом, а два года спустя рукоположен в сан иеромонаха. В 1737 году о.Иоасаф «по крайнему нежеланию, Божию же смотрению» принимает игуменство в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре. Своим небесным покровителем свт.Иоасаф считал Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивавшего в Лубенской обители. Этот святой неоднократно являлся в видениях о.Иоасафу, укрепляя и благословляя его. В 1742 году игумен Иоасаф, собирая пожертвования на строительство монастырского храма, прибыл в Москву, где сподобился служить в придворной церкви в присутствии императрицы Елизаветы. Здесь он произнес слово о любви к Богу и ближнему. Эта проповедь, поражающая своей глубиной и силой, неопровержимо свидетельствует о восхождении святителя по духовной лестнице от страха Божьего к любви Божией. Вскоре о.Иоасаф был возведен в сан архимандрита, а затем назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. На Белгородскую кафедру свт.Иоасаф вступил на 43 году от рождения. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше 1000 приходов. Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам, и наряду с ними повелительная строгость и непреклонность воли характеризуют святителя. Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания — вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Владыка в годы руководством епархией. Милостью Пресвятой Богородицы свт.Иоасаф был избран для прославления Ее образа. Однажды, в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор. «Вскоре в притворе одной из сельских церквей он обнаружил явленный ему Образ. Икона Божией Матери использовалась как перегородка для ссыпания угля. Свт.Иоасаф поставил чудотворную икону, именуемую Песчанской, в подобающее место в храме. Многие знамения Благодати Божией и чудеса исходили от этого Образа. Именно Песчанский Образ должен был оградить нашу страну в самый разгар 1 Мировой войны. Но воля Божия не была исполнена (см. главы из воспоминаний князя Н.Д.Жевахова)… Провидя близость кончины, свт.Иоасаф повелел соорудить склеп для своего погребения, а сам отправился на родину для последнего свидания с родными. На обратном пути он смертельно заболел. Перед своим отшествием он поведал сестре, что «суровые подвиги в начале не дают веку дожить…» 10 декабря 1754 года свт.Иоасаф отдал свою праведную душу Богу. В час кончины святителя игумен Хотмыжского монастыря видел сон: Владыка стоит у окна и смотрит на восходящее солнце. «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию,» — сказал ему святитель. Народное почитание свт.Иоасафа началось сразу после его погребения. Когда вход в склеп был открыт, все увидели, что тело святого не подверглось тлению. У раки с мощами святого и по его молитвам совершаются многочисленные чудеса и знамения. Существует около 600 свидетельств о чудесной помощи, от святителя полученной. Прославление свт.Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 году.

   В советское время нетленные мощи святителя (фото мощей) выставлялись в музеях (существуют интересные воспоминания об этом у Анастасии Цветаевой). В семидесятые годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора. В начале 1991 года бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. В этом же году родилась община во имя святителя Иоасафа Белгородского при Детской инфекционной больнице №3 Санкт-Петербурга. Ныне нетленные мощи святителя находятся в Белгороде, в Преображенском соборе.